Нелегкие проводы

Казахстан пытается строить свою экономическую политику, как и политику вообще, на принципе многовекторности. Здесь считают, что реализовать свою сырьевую мощь можно лишь на различных рынках, к которым нужно умело подобрать ключи. Поэтому геоэкономика все чаще берет верх над геополитикой. На сегодняшний день Казахстан занимает седьмое место в мире по запасам нефти, шестое по запасам газа и второе место по запасам урана. Разведанные запасы нефти казахстанского сектора Каспия оцениваются в 4,6 млрд. т, что позволит Казахстану к 2010 году добывать здесь 100 млн. т нефти ежегодно. В 2015 году добыча нефти в Казахстане прогнозируется в 140 млн. т, а в 2020-м может выйти на 180 млн. т. Таким образом, Казахстан войдет в десятку крупнейших производителей нефти в мире. Разведанные и оценочные запасы природного газа с учетом открытых новых месторождений на Каспийском шельфе составляют около 3,3 трлн. куб. м, а потенциальные ресурсы достигают 6–8 трлн. куб. м.

В 2006 году было добыто 64,8 млн. т нефти, экспортировано 57,1 млн. т. Добыча газа в 2006 году по сравнению с 1997 годом возросла более чем в три раза и составила 27 млрд. кубометров. В 2007 году прогноз добычи составлял 65 млн. т, но уже в апреле Министерство энергетики и минеральных ресурсов Казахстана повысило прогноз добычи нефти и конденсата до 67 млн. т. Добыча природного газа составит более 29 млрд. куб. м.

Перманентное увеличение объемов добычи нефти и газа ставит перед Казахстаном задачу увеличения пропускных мощностей существующих трубопроводов, с одной стороны, а с другой — создание новых. Дилеммы у Казахстана нет. Ему остается только искать новые направления, по которым могли бы пойти его нефть и газ. Россия по-прежнему остается ключевой транзитной страной. Но в последние годы к традиционно действующему направлению через Россию добавились другие, не менее привлекательные. Казахстан охотно движется китайским курсом, проявляет осторожную заинтересованность турецким направлением через Баку и Тбилиси, планирует свое участие в украинском проекте по строительству нефтепровода Одесса-Броды.

Каспийский газ раздора

Россия, Казахстан и Туркменистан подписали соглашение по строительству Прикаспийского газопровода, который будет проложен вдоль восточного берега Каспийского моря. По сути, это еще одна возможность для Казахстана и Туркменистана освоить новое экспортное направление. Существующий газопровод Средняя Азия-Центр уже не удовлетворяет потребностям «тройственного центральноазиатского союза» — Казахстана, Узбекистана, Туркмении. Сегодня актуальным остается вопрос расширения мощности магистрального газопровода с существующих 54,8 млрд. куб. м до 100 млрд. куб. м в год.

Принципиальное решение о строительстве Прикаспийского газопровода было принято в мае 2007 года, а строительство должно начаться во втором полугодии 2008-го. Однако президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на встрече глав правительств стран СНГ в Ашхабаде заявил, что ТЭО и проектная документация практически готовы, а потому можно начать строительство раньше.

Такая поспешность вполне объяснима. Европа, заинтересованная в поставках углеводородов из Прикаспийского региона, считает одним из приоритетных проектов транскаспийский газопровод Nabucco. Новая труба длиной 3,3 тыс. км должна пройти по дну Каспийского моря и далее «влиться» в Nabucco по маршруту Центральная Азия-Турция-Болгария-Румыния-Австрия. Nabucco пройдет южнее России, но, как заявляет член Еврокомиссии Андрис Пиебалгс, этот проект ни в коем случае не является антироссийским, а лишь служит поставленной Евросоюзом цели диверсификации источников энергии. Евросоюз попытался заручиться поддержкой Казахстана, но тема на высоком уровне обсуждалась лишь в общих чертах, конкретных обещаний со стороны потенциального поставщика газа получено не было.

И судя по тому, как складывается ситуация, каждая из сторон (Москва и Евросоюз) идет на опережение. Казахстан де-факто решил двигаться на Запад вместе с Россией. Для Евросоюза же остается лишь некоторая вероятность направления газа из Прикаспийского региона в Западную Европу по определенному ею маршруту.

У Казахстана, впрочем, есть свои виды на транспортировку газа за рубеж. На карту нефтяников уже нанесена штрих-линия в направлении Китая. Национальная компания «КазМунайГаз» и CNPC приступили к совместной разработке обоснования инвестиций строительства газопровода из Казахстана в Китай. Планируемая пропускная способность газопровода составляет 30 млрд. кубометров в год. При этом завершить строительство и ввести в эксплуатацию первую очередь трубопровода мощностью 10 млрд. кубометров газа в год планируется в 2009 году, вторую очередь с выходом на проектную мощность 30 млрд. кубометров — в 2012 году.

Нефть на розлив

altВ вопросах транспортировки казахстанской нефти основным направлением по-прежнему остается российское. В 2006 году на экспорт по нефтепроводу КТК было направлено 24,4 млн. т нефти и конденсата, прокачка по трубе Атырау-Самара составила 15,6 млн. т, Атасу-Алашанькоу — 2,2 млн., через порт Актау — 9,9 млн., в направлении Оренбурга — 2,4 млн. т. И КТК, и нефтепровод Атырау-Самара нуждаются в увеличении пропускной способности до 67 млн. т и 25 млн. т соответственно. Нефтепровод Атасу-Алашанькоу, по которому первая казахстанская нефть в Китае была получена 2 мая 2006 года, имеет пропускную способность 10 млн. т в год. В перспективе мощность будет увеличена до 20 млн. т — когда в транснациональный нефтепровод Казахстан-Китай будет интегрирован 750-километровый внутриказахстанский нефтепровод Кенкияк-Кумколь.

Пока острого дефицита трубопроводных мощностей нет, но в ближайшем будущем Казахстан может столкнуться с этой проблемой. По подсчетам экспертов, 2013 и 2014 годы могут оказаться в этом плане самыми сложными, поскольку ожидается значительное увеличение добывающих мощностей, а пропускная способность экспортных трубопроводов на тот момент будет довольно ограниченной.

Долгое время транспортная система Баку-Тбилиси-Джейхан оставалась без казахстанской поддержки. БТД был построен, но ясности, будет ли участвовать в нем Казахстан, не было. И только в июне прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством БТД. Как предполагается, в 2010–2011 годах будет построен 740-километровый нефтепровод Ескене-Курык с морским нефтеналивным терминалом и нефть в БТД будет доставляться большими танкерами. Пропускная способность нефтепровода на первом этапе составит 25 млн. т в год с потенциальным расширением до 60 млн. т в год. Впрочем, Казахстан заинтересован в сотрудничестве не только с Россией и Азербайджаном как транзитными странами, но и с Украиной. Он готов участвовать в строительстве нефтепровода Одесса-Броды. Однако, как считает Нурсултан Назарбаев, нефтепровод должен быть продолжен до Гданьска, чтобы получить выход на Балтику. Более того, он заявил, что Казахстан готов выступить акционером этого нефтепровода, профинансировать строительство 52 км трубопровода Одесса-Пивдены и построить на станции Пивдены нефтяной терминал. При этом глава Казахстана ясно дал понять, что вопросы транспортировки нефти и газа до Украины и дальше в Европу необходимо решать совместно с Россией.

В конце ноября Нурсултан Назарбаев заявил, что Астана заинтересована в участии в проекте панъевропейского нефтепровода Констанца-Триест. Этот нефтепровод протяженностью 1319 км будет построен от черноморского порта Констанца через Сербию, Хорватию, Словению к итальянскому порту Триест и введен в эксплуатацию в 2011–2013 годах.

Чтобы избежать обвинений со стороны давнего политического и экономического партнера — России — в том, что Астана предает обоюдные интересы, она, безусловно, в первую очередь рассматривает возможность сотрудничества с Москвой, но, объясняя свое тяготение к так называемым антироссийским проектам, говорит уже не только о насущной необходимости искать новые транзитные возможности, но и о своей ответственности за обеспечение глобального энергетического баланса. Именно поэтому Нурсултан Назарбаев предложил принять Евразийский пакт стабильности энергопоставок, предполагающий обязательства и гарантии как для потребителей, так и для поставщиков.

Независимая газетa

Получать все новости по электронной почте