Под европейское крылышко

Международная конференция по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) завершилась подписанием декларации, согласно которой Украина обязалась создать прозрачный газовый рынок в обмен на финансирование Евросоюзом реконструкции транзитных газопроводов.

По словам участников российской делегации, итоговая декларация не отражает интересов России и не будет способствовать бесперебойной работе украинской ГТС. Российская делегация во главе с министром энергетики Сергеем Шматко демонстративно покинула конференцию.

Пример редкого по нынешним временам согласия продемонстрировали на конференции президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко. Они вместе приняли участие в брюссельском форуме, показав тем самым полное единодушие в столь важном для республики вопросе. Это не осталось незамеченным со стороны их европейских коллег — еврокомиссар по вопросам внешней политики Бенита Ферреро-Вальднер увидела в одновременном присутствии здесь глав украинского государства и правительства «четкий сигнал их единства и того, что Украина остается ключевым энергетическим партнером ЕС».

Согласно декларации, украинское правительство взяло на себя обязательства обеспечить независимость оператора по транзиту газа, гарантировать прозрачность и открытость для инвесторов по модернизации ГТС и предоставить равный доступ к соответствующей финансовой и технической информации, а также обеспечить контроль над полученными на модернизацию ГТС средствами. Украина обещает дать возможность операторам транзита газа действовать на коммерческой основе для выполнения своего бизнес-плана в долгосрочной перспективе. Киев также обязался обеспечить доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа на «прозрачных» коммерческих условиях. Реформы газового сектора Украина должна завершить до конца 2011 года, что будет также отражено в соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, а также в соглашении о присоединении Украины к энергетическому сообществу.

Юлия Тимошенко в начале конференции заявила, что на модернизацию украинской ГТС необходимо 5,5 млрд долларов. Представители Евросоюза заявляли о возможности более скромной суммы — 2,5–3 млрд долларов. При этом они не скрывают, что главным условием оказания поддержки со стороны ЕС является выполнение Украиной принятых на себя обязательств. «Вы не одни с этими техническими вызовами. Если вы будете выполнять свои обещания — мы будем выполнять свои», — заявила Бенита Ферреро-Вальднер.

Украинские руководители, как всегда, были щедры на обещания. Виктор Ющенко заявил, что модернизация ГТС Украины увеличит мощность системы для транспортировки и хранения газа. Он подчеркнул, что Украина и ЕС находятся на пороге принципиально новых решений, которые усилят безопасность и прозрачность поставок газа европейским потребителям по оптимальным маршрутам через территорию Украины. По его словам, модернизация ГТС выгодна всем, поскольку «это конкретное действие для усиления объединенной Европы» и практическая деятельность, которая «объединяет Украину с европейским пространством». «Очень важно создать четкий механизм реализации, обеспечить постоянное сопровождение и бесперебойное выполнение решений и финансирования. Украина имеет для этого единую политическую волю», — сказал Ющенко.

Что касается роли России в модернизации украинской ГТС, то, по словам уполномоченного президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдана Соколовского, она будет второстепенной. «Украина имеет суверенное право на собственность украинской ГТС», — заявил он. По его словам, Россия не скрывает, что хотела бы в той или иной форме участвовать в использовании украинской ГТС, но то, что предлагает Москва, Киеву на данный момент не подходит. И не преминул заметить, что проект увеличения пропускной способности украинской ГТС до 180−200 млрд кубометров с сегодняшних 120 млрд кубометров газа в год может стать альтернативой проектам «Южный поток» и «Северный поток».

Россия действительно не скрывала, что готова принять участие в модернизации ГТС Украины. Накануне брюссельского саммита представитель российского Минэнерго заявил, что эта проблема связана с решением задачи обеспечения глобальной энергобезопасности. «В переговорах должны участвовать три стороны: Россия как поставщик, Украина как транзитер и Европа как потребитель энергоресурсов», — отметил представитель российского ведомства. В свою очередь участвовавший в конференции министр энергетики Сергей Шматко выразил сомнение в эффективности решения вопросов модернизации украинской ГТС без участия России. «Нас смущает ярко выраженный двусторонний формат документов, которые планируется подписать по итогам этой конференции и подписанных между ЕС и Украиной», — сказал Шматко в интервью телеканалу НТВ.

Россия и Украина значительно расходятся не только в своем видении способов модернизации ГТС, но и в подсчете затрат на эти цели. Так, в «Газпроме» считают, что на модернизацию ГТС понадобится не 2–3 млрд, а как минимум 30 млрд долларов. По словам Сергея Шматко, подписанная 23 марта декларация не будет выгодна и самой Украине. А заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев отметил, что этой декларацией Украина втягивается в «европейские разборки». Российские представители также отметили, что в принятом заявлении России отводится недостаточно важная роль как главному поставщику газа в Европу. «Такой односторонний подход может причинить немалый ущерб энергетической безопасности ЕС», — заявил Шматко. «Проект заявления охватывает не только модернизацию, но также предусматривает радикальный пересмотр системы поставок и торговли газом», — отметил министр.

Впрочем, представители и Украины, и ЕС старательно подчеркивали, что новый документ не направлен против России и не ослабит позиции «Газпрома» на европейском рынке. «Украина не возражает, чтобы существовал формат организации интересов производителя, транспортера и потребителя в более широком контексте в рамках инвестиционных форумов, мы к такому диалогу открыты», — заявил Виктор Ющенко. Он отметил, что для Украины интеграция в энергетический рынок Европы является частью интеграции в ЕС. Поэтому, по словам президента, «локальность самих заданий и поставила выбор формата Украина-ЕС».

Судя по всему, в Москве надежды пока не теряют. Россия предложила Евросоюзу и Украине заключить трехстороннее политическое соглашение о модернизации украинской ГТС. Как заявил Сергей Шматко, с этим предложением согласились высокопоставленные представители Еврокомиссии, участвовавшие в прошедшей конференции. «Мы предлагаем в ближайшее время собрать всех за одним столом, и, думаю, Еврокомиссия это поддержит», — сказал Шматко.

По мнению директора департамента НКГ «2К Аудит — деловые консультации» Александра Штока, для Москвы нынешний вариант развития событий не однозначен. С одной стороны, Россия фактически избавится от украинской проблемы. Продав газ на границе конечному покупателю, Россия автоматически дистанцируется от возможных транзитных проблем. С другой стороны, по мнению аналитика, влияние «Газпрома» на украинском рынке, то есть рынке, где компания имеет выход на конечного потребителя, существенно уменьшится. Кроме того, шанс получить доступ к украинской ГТС, об интересе к которой со стороны «Газпрома» неоднократно сообщалось, станет совсем призрачным. Впрочем, считает Шток, для Украины также в данном соглашении не только плюсы. В частности, кредит, который Киев получит в Европе на модернизацию ГТС, будет не таким существенным — 2,5 млрд долларов для модернизации ГТС будет недостаточно. Однако привлечь более крупную сумму Киеву в сегодняшних условиях будет весьма непросто. Следовательно, ГТС страны будет по-прежнему работать на износ.

www.expert.ru

Получать все новости по электронной почте