Европейскую энергетическую хартию пора пересмотреть

Россия выбрала энергетическую безопасность в качестве основной темы для встречи «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, которая должна состояться в июле 2006 г. Этот выбор можно считать вполне удачным.

Являясь экспортером пятой части природного газа, добываемого во всем мире, и девятой части сырой нефти, Россия играет в энергетической сфере ключевую роль. В Европе она вообще является лидером поставок, и ее роль можно назвать определяющей. Поэтому для европейцев чрезвычайно важно, чтобы Россия подтвердила свой статус надежного поставщика энергии.

Перебои с подачей газа на Украину, имевшие место в начале этого года, тревожным набатом разнеслись по всей Европе. И вопрос состоит не в том, кто был прав, а кто виноват в этом частном споре, а в том, что необходимо создать надежную систему поставки энергоносителей, которая исключала бы возникновение подобных проблем в будущем.

Сфера международной торговли энергоносителями не должна оставаться без регулирования. В ней необходимо создать некую систему, аналогичную Всемирной торговой организации с ее многочисленными конвенциями. Эта система могла бы устанавливать правила свободной торговли энергоносителями, правила доступа к транспортным системам, порядок инвестирования в отрасли, порядок налогообложения, а также определять, в каких случаях поставки могут прерываться, а в каких нет.

Хорошая новость состоит в том, что такой свод правил уже существует. Он называется Энергетической хартией. Это документ уже подписали 49 стран Европы и Азии, к которым в 1991 г. присоединилась и Россия. Хартия вступила в силу в 1998 г., после того как ее ратифицировали 13 из подписавших ее стран.

Проблема, однако, в том, что ни один из крупных европейских поставщиков энергоносителей — будь то Россия или Норвегия — не ратифицировал хартию. А США и Канада, хоть и участвовали в переговорах начиная с 1991 года, даже не подписали документ.

Возражения, выдвигаемые Норвегией, США и Канадой, имеют правовой характер. Норвегия отказывается признать международный арбитраж на своей территории, который требуется хартией. США и Канада утверждают, что хартия необоснованно усиливает полномочия федеральных властей в отношении штатов.

Позиция России имеет принципиально иной характер. Ее многочисленные возражения ставят под сомнение саму суть хартии. Самыми серьезными препятствиями являются, по-видимому, доступ третьих стран к трубопроводам и сетям и правила транзита. Россия, кроме того, не готова согласиться со всеми правилами относительно инвестиций в энергетической отрасли и с порядком их налогообложения.

Тем не менее, согласие между Европой и Россией в том, что Энергетическая хартия нужна, имеется. На встрече министров финансов «большой восьмерки», состоявшейся в феврале с.г. в Москве, французский министр финансов внес разумное предложение пересмотреть хартию и сделать приемлемым участие в ней для всех заинтересованных сторон.

Европа не может наращивать закупки энергоносителей у России без наличия совместно согласованной базы для торговли и транспортировки. И для Европы нет более важных вопросов, чем свободный доступ к российским трубопроводам (разумеется, на основе разумной коммерческой компенсации) и надежность поставок.

Естественно, взаимное доверие отвечает и российским интересам. Поскольку в том случае, если Европа не будет уверена в надежности поставок из России, она будет вынуждена искать альтернативные источники энергии. Сжиженный газ может вытеснить поставки природного газа по трубопроводам. Может возрасти доля угля и атомной энергии, а также повыситься доля энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии.

Так что существуют все основания для того, чтобы в центре внимания встречи «большой восьмерки» на высшем уровне в Санкт-Петербурге 15–17 июля с.г. стояли не только проблемы энергетической безопасности, но и пересмотр Европейской энергетической хартии.

Получать все новости по электронной почте